Перевозка спецтехники: способы транспортировки и необходимые документы

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Как подготовиться к перевозке спецтехники
  • Как поэтапно осуществляется перевозка спецтехники
  • Какие важные моменты необходимо учесть при перевозке спецтехники

Ни одно масштабное строительство не обходится без использования спецтехники. Как правило, подобные машины и механизмы необходимо перевозить, поскольку она сама перемещаться не может. Перевозка спецтехники – важный и трудоемкий процесс, который фирмы, занимающиеся строительством и заинтересованные в сохранности дорогого оборудования, перепоручают квалифицированным специалистам в этой сфере.

Особенности перевозки спецтехники

Видов спецтехники очень много: это и сельскохозяйственное, и строительное, и дорожное, и коммунальное крупногабаритное оборудование.

В частности, спецтехникой являются:

  • автоподъемники и краны;
  • бетономешалки;
  • грейдеры;
  • асфальтоукладчики и катки;
  • тракторы;
  • экскаваторы;
  • гидроманипуляторы и пр.

Те виды спецтехники, которые могут передвигаться, делятся на гусеничные и колесные. Но несмотря на это их передвижение своим ходом чаще всего невозможно, поскольку скорость у такой техники обычно очень низкая, а размеры большие, что в совокупности может привести к созданию заторов и даже чрезвычайных ситуаций на дорогах. Помимо прочего спецтехника очень тяжелая, из-за чего может довольно сильно пострадать дорожное полотно.

Возможны ситуации, когда спецтехника просто не сможет проехать ввиду своих чрезвычайно крупных габаритов. Вышеперечисленных причин достаточно для того, чтобы отказаться от мысли транспортировать оборудование своим ходом и доверить перевозку спецтехники специалистам.

Осуществить перевозку спецтехники на дальнее расстояние можно по воде или по суше (посредством железной дороги или автотранспорта). Выгоднее всего будет перевозка спецтехники ж/д транспортом. Но бывают случаи, когда доставка спецтехники по железной дороге невозможна, и единственным средством транспортировки оборудования остается автотранспорт.

Перед началом перевозки спецтехники нужно составить план, отвечающий требованиям безопасности. Кроме того, движение должно быть организовано по самому короткому пути. Для составления схемы перевозки спецтехники стоит скрупулезно проработать маршрут, проанализировав уровень активности на дороге и риск возникновения пробки.


Также важно обратить внимание на то, есть ли на пути следования железнодорожные переезды, мосты, тоннели, насколько качественное покрытие на выбранной вами дороге. Не стоит пренебрегать и такими значимыми моментами, как наличие объектов, рядом с которыми запрещено перемещаться крупногабаритной технике, запреты на въезд в населенные пункты или их отдельные микрорайоны.

Помимо прочего, нужно получить одобрение разработанного маршрута перевозки спецтехники в соответствующих дорожных инстанциях. Во время перевозки негабаритной спецтехники крайне важно поддерживать постоянную связь между водителем и диспетчером, оперативно разрешать проблемные ситуации, отслеживать продвижение транспорта на протяжении всего пути следования. Как только перевозка спецтехники будет завершена, необходимо проверить ее исправность.

Для перевозки негабаритной спецтехники необходима следующая документация:

  1. Документы транспортной компании: водительское удостоверение, медицинский полис, паспорт водителя, лицензия на право перевозки негабарита.
  2. Документы на грузовой автомобиль.
  3. Документы на груз (в данном случае – спецтехнику), в том числе техпаспорт.
  4. Документы на перевозку: путевой лист, ТТН, страховка, договор с владельцем, доверенность (если требуется).
  5. Разрешение на перевозку.

Список требуемых документов для перевозки спецтехники может быть дополнен и изменен, поскольку зависит от выбранного пути транспортировки, расстояния, на которое необходимо переместить груз, и его типа. Если планируется перевозка спецтехники за границу, потребуется получить декларацию.

Этапы перевозки спецтехники

При перевозке негабаритной спецтехники следует соблюдать следующие правила:

  • Важно максимально снизить центр тяжести спецтехники, расположенной на грузовой площадке.
  • Водитель транспорта, на котором предстоит перевозить спецтехнику, должен иметь круговой обзор.
  • Следует убедиться, что нет проблем с управляемостью и устойчивостью автотранспорта, выбранного для перевозки спецтехники.
  • Погрузка спецтехники производится так, чтобы осевая загрузка подвижного состава происходила равномерно.
  • Важно так закрепить перевозимый механизм, чтобы он оставался неподвижным на протяжении всего пути следования.

Перевозку негабаритной спецтехники следует осуществлять поэтапно, а именно:

  1. Планирование маршрута. Именно с составления плана движения следует начинать подготовку к перевозке спецтехники, какими бы параметрами она ни обладала и сколь сложной ни была бы поставленная цель. Если маршрут выстроить грамотно, то можно избежать множества проблемных ситуаций.
  2. С этой точки зрения кратчайший путь не всегда означает оптимальный. Лучшим маршрутом будет тот, преодолеть который окажется проще всего. Так, для перевозки спецтехники не подходят дороги, по которым запрещено двигаться грузовому транспорту, магистрали с препятствиями в виде мостов, тоннелей, эстакад, низко расположенных трубопроводов, а также узких участков.

    Стоит обратить внимание на прочность и ширину мостов, которые предстоит преодолеть в процессе транспортировки спецтехники. Также нужно учитывать, насколько качественное покрытие у дороги, по которой предстоит ехать, поскольку грузовые машины с низкими рамами весьма чувствительны к выбоинам и неровным заплаткам.

  3. Оформление документов. Пакет необходимых бумаг состоит не только из документов на перевозящий автомобиль и его груз, договора с транспортной компанией и страхового полиса, но также включает разрешение на перевозку негабаритной спецтехники. Помимо этого, нужно получить путевой лист и выписать товарно-транспортную накладную.
  4. Фирма, отвечающая за перевозку спецтехники, должна иметь соответствующую лицензию. Необходимо получить одобрение проложенного маршрута со стороны соответствующих органов областей, по дорогам которых будет происходить движение, а именно от УВД, МВД, ГИБДД.

  5. Прием груза и погрузка. При погрузке спецтехнику необходимо разобрать (в частности, снять все навесные части), а после поднять на грузовик посредством крана либо аппарели и лебедки. Если речь идет о самоходной спецтехнике, то подъемное оборудование можно не задействовать. После погрузки механизм тщательно закрепляют, лишая подвижности.
  6. Транспортировка. Перевозка спецтехники осуществляется по одобренному госорганами маршруту и в соответствии с правилами дорожного движения. Иногда грузовой автомобиль, перевозящий спецтехнику, сопровождают сотрудники правоохранительных органов (ГИБДД).
  7. Разгрузка. Для разгрузки также необходимо дополнительное оборудование: аппарель, лебедка, кран. Технику на колесах выгружают как раз с помощью лебедки либо самоходом. После этого получатель должен тщательно осмотреть груз и закончить прием подписью соответствующих документов. После этого перевозка спецтехники считается завершенной.

Как осуществляется перевозка спецтехники автотранспортом

Чтобы перевезти спецтехнику по общественным автомагистралям с учетом дальности расстояния и класса оборудования, обычно задействуют:

Трал

Трал выглядит как особого вида прицеп или полуприцеп, предназначенный для перевозки негабаритной или тяжелой спецтехники. В данный момент именно тралам отдают предпочтение, выбирая автотранспорт для перевозки спецтехники на дальние расстояния.

Тралы бывают:

  1. высокорамные;
  2. низкорамные.

Существуют также классификации тралов с точки зрения их грузоподъемности, количества осей, высоты рамы, специфики конструкции.

Высота платформы трала с высокой рамой превышает 1 м. Такие тралы отличаются отличной проходимостью благодаря большим колесам и дорожному просвету. Чтобы загрузить спецтехнику на такой трал, часто требуется привлечь дополнительное оборудование.

Трал второго типа – низкорамный – имеет платформу, высота которой не превышает 1 м (как правило, 0,7–1 м). У таких полуприцепов может быть рама ломаного типа либо меньшего размера колеса, благодаря чему появляется возможность транспортировать спецтехнику со значительной габаритной высотой. Также погрузку спецтехники и бульдозеров на такие полуприцепы можно осуществлять без привлечения дополнительного оборудования – своим ходом (это возможно благодаря незначительному наклону откидывающихся аппарелей). Важно иметь в виду, что низкорамные тралы гораздо более чувствительны к качеству дорожного покрытия.

Трал для перевозки спецтехники (в т. ч. и тракторов) используется в следующих случаях:

  • необходимо транспортировать груз на дальнее расстояние;
  • спецтехника на гусеничном ходу и требуется перевозка по асфальтированной дороге;
  • речь идет о негабаритном грузе.

Необходимо помнить, что, согласно Постановлению Правительства РФ № 272 от 15.04.2011 «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом», на дорогах нашей страны разрешено движение транспорта с максимальной шириной 2550 мм. Если этот параметр превышен, речь идет о негабаритном грузе, для перевозки которого необходимо получать разрешение особого образца.

Перевозка спецтехники эвакуатором

Перевозка спецтехники эвакуатором особо востребована индивидуальными предпринимателями, а также фирмами, у которых не так много негабаритной техники (как правило, не больше 3 ед.). Эвакуатор может двигаться с большей скоростью и маневренностью, нежели трал, а потому такой способ доставки в некоторых случаях предпочтительнее.

Различают три вида эвакуаторов:

  1. оснащенные лебедками (тросовые);
  2. оснащенные кранами-манипуляторами (с гидроманипуляторами);
  3. с частичной погрузкой трактора (оснащенные приспособлениями для фиксации и дополнительным оборудованием для погрузки).

В первую очередь разрабатывается и утверждается специальный маршрут. Его особенностью является тот факт, что путь прокладывается по дороге, исключающей пересечение мостов, путепроводов, болотистых местностей и возвышенностей.

На данный момент подобные перевозки стали привычным делом для многих фирм.

Но, решая прибегнуть к такому способу перевозки спецтехники, нужно иметь в виду несколько нюансов:

  • эвакуатор, используемый для перевозки спецтехники, должен стоять на специальном учете в ГИБДД;
  • у организации, занимающейся перевозками спецтехники, должен быть сертификат Министерства транспорта.

Рекомендуется ознакомиться с копиями сертификатов фирмы-перевозчика до начала совместной работы, чтобы в результате неграмотных действий не пострадала дорогостоящая спецтехника.

Что еще необходимо учесть при перевозке спецтехники

  1. Выбор аппарелей для заезда
  2. О выборе аппарелей встает вопрос, когда техника заезжает своим ходом сзади. Разные виды спецтехники предполагают использование аппарелей разных размеров. Длина приспособления влияет на то, под каким углом будет заезжать техника. Так, для ножничного самоходного подъемника угол свыше 25 градусов может стать непреодолимым, а для колесного трактора не станет препятствием угол, равный или даже превышающий 30 градусов.

  3. Свесы, передний и задний
  4. Отдельного внимания заслуживают свесы спецтехники. В некоторых случаях, когда угол заезда велик и свесы также отличаются большими размерами, техника при погрузке может уткнуться в аппарели какой-либо своей частью. Возможна и обратная ситуация, когда, въехав на аппарели, спецтехника упрется своей задней частью в землю.

  5. Ширина колеи, уширители
  6. У подавляющей части прицепов ширина погрузочной платформы равна 2,5 м. В некоторых случаях могут наличествовать расширители, которые, раскладываясь, увеличивают площадку до 3 м. Если ширина спецтехники в колесах превышает 2,5 м, следует уделить внимание ширине колеи. Важно понимать, что основной вес спецтехники должен приходиться именно на прицеп, на котором она стоит, а расширители выполняют лишь вспомогательную функцию.

    Так, при погрузке бульдозера, весящего порядка 35–40 тонн, катки гусениц должны располагаться на полу, в противном случае высока вероятность поломки или деформации расширителей, которые не рассчитаны на такой вес. В ситуациях, когда предполагается перевозить слишком тяжелую спецтехнику, а ширина колеи превышает 2,5 м, рекомендуется задействовать негабаритные полуприцепы, ширина погрузочной платформы которых будет составлять 3 м.

    В некоторых случаях краны, оснащенные гусеницами, и шириной колеи, превышающей 3 м, транспортируют корытом, уложив их на днище. Такой подход позволит распределить вес спецтехники равномерно по всей платформе, в то время как гусеницы свисают по разные стороны прицепа.

  7. Длина колесной базы, чтобы не попасть в раздвижную секцию

Значимым параметром, в особенности для колесной спецтехники, также является длина колесной базы. Если база короткая, то проблемных ситуаций не возникнет. Однако с длинной базой могут возникнуть затруднения: например, при заднем заезде спецтехника может упереться днищем в край прицепа в месте крепления аппарелей. Такая ситуация может иметь место при погрузке грейдеров, которые рискуют зацепиться средним отвалом в случае применения недлинных аппарелей. Если задействован раздвижной полуприцеп, необходимо проконтролировать, чтобы колеса перевозимой спецтехники не застряли в раздвижной части платформы.


Для тех, кто хочет уменьшить стоимость перевозки спецтехники, а также с легкостью преодолевать участки дороги под мостами и путепроводами при транспортировке агрегатов, рекомендуем взять на заметку следующие советы:

  • Если осуществляется перевозка колесной спецтехники, колеса можно спустить или снять – так транспортируемый груз станет габаритным.
  • Если для перевозки задействован гидравлический полуприцеп, то сократить общую высоту можно, слив масло из гидравлической системы и занизив полуприцеп на несколько сантиметров.
  • У прицепа с пневматической подвеской можно немного спустить подушки.
Мы перезвоним вам за 5 сек. Засекайте!