Ответственность транспортных компаний за груз

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какая предусмотрена ответственность транспортных компаний по закону
  • Когда транспортная компания не несет ответственности
  • Каков размер ее ответственности
  • Как застраховать ответственность транспортной компании
  • Как выбрать добросовестную транспортную компанию и не переживать за груз

Вы тщательно выбирали, какой компании доверить свой груз, и остановились на перевозчике с хорошей репутацией. Но даже она не гарантирует сохранность доставляемых вещей при любых обстоятельствах. Да, по договору, исполнитель обязуется вовремя привезти то, что ему поручили, в неизменном состоянии, без каких-либо повреждений. Но бывают непредвиденные ситуации, например, аварии, чрезвычайные происшествия. Кто тогда отвечает за содержимое? Нередко только суд дает ответ на этот вопрос. Часто итог разбирательств не устраивает заказчика.

Ответственность транспортных компаний по закону

Кто, за что и как отвечает в сложном процессе грузоперевозок, прописано в Федеральном законе N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (глава 3) и регламентировано Гражданским Кодексом РФ.

Если договор экспедиции совсем не выполнен или нарушены какие-то отдельные пункты, то экспедитор должен за это отвечать по закону (ст.803 Гражданского кодекса РФ). В какой мере – определяют правила главы 25 Гражданского Кодекса РФ. То есть, гражданская ответственность транспортной компании подразумевает: человек или фирма, заказавшие перевозку какого-то имущества, в случае, если это имущество не прибыло в назначенное место или оказалось там в неудовлетворительном виде, могут рассчитывать на покрытие убытков, которые они понесли.

Отдельного внимания заслуживает вопрос: как определяются условия ответственности экспедитора в случае, если с грузом вышло что-то не так. Например, его потеряли, украли, поломали, помяли, да мало ли еще как испортили, главное, что за это исполнителю предстоит держать ответ в пределах существующих правовых норм. Принято полагать: лицо, осуществлявшее транспортировку, можно привлечь к юридической ответственности при условиях:

  1. наступление вреда;
  2. противоправное поведение того, кто вред причинил;
  3. каузальная связь первых двух фактов.

Традиционно рассматривают еще и вину. Но стоит разобраться: можно ли вину назвать необходимым критерием для того, чтобы исполнитель понес ответственность за несохранность груза.

Статья 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» гласит: экспедитор несет ответственность перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение груза в виде возмещения реального ущерба после принятия его экспедитором и до выдачи получателю, если только не докажет, что перечисленные происшествия произошли из-за обстоятельств, которые экспедитор предотвратить не мог, и устранение которых от него не зависело.

Вот что определил Высший Арбитражный суд РФ в решении по одному из конкретных дел:

  • экспедитор является профессиональным участником отношений по оказанию экспедиционных услуг;
  • как субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, экспедитор несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от ответственности только при наличии обстоятельств непреодолимой силы (к ним относятся лишь те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости).
  • п. 1 ст. 796 Гражданского кодекса РФ, как и п. 1 ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», предусматривает объективные критерии, которые суд берет во внимание при исследовании вопроса об освобождении перевозчика от ответственности: такие обстоятельства экспедитор не мог предотвратить, и их устранение от экспедитора не зависело.

Итак, экспедитор, будучи предпринимателем, несет ответственность за недостачу, порчу, повреждение и утрату груза независимо от своей вины (на основаниях предпринимательского риска), если не докажет, что не смог исполнить взятые обязательства по причине обстоятельств непреодолимой силы, то есть, чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях, в соответствии с п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ.

Когда транспортная компания не несет никакой ответственности

Бывают случаи, когда ответственность транспортных компаний за груз снимается:

  1. При наличии обстоятельств, которые зависят от отправителя груза или получателя.
  2. При выявлении недостатков или повреждении упаковки и тары, на которые участники перевозки не обратили внимания при первом осмотре груза.
  3. Если груз имеет особенности, не зафиксированные в договоре экспедиции.
  4. Если при оформлении документов допущены ошибки, из-за которых перевозчик неправомерно наделен ответственностью.

Исключения могут зависеть от вида транспорта. Так, статья 95 Устава железнодорожного транспорта РФ освобождает экспедитора от ответственности при доставке груза поездом в тех случаях, когда:

  • полученные повреждения обусловлены особыми естественными свойствами груза;
  • у груза превышены типичные показатели влажности.

А в статье 118 того же Устава обозначены следующие основания освобождения перевозчика от ответственности:

  • груз был поврежден вследствие естественных причин при транспортировке в вагоне открытого типа;
  • доставленный груз находился в опломбированном вагоне или контейнере без перегрузок в дороге;
  • груз сопровождали сотрудники фирмы-заказчика, получателя.

При экспедиции груза морским транспортом причины освобождения от ответственности перевозчика регламентируются Кодексом торгового мореплавания.

В частности, в статье 166 перечислены:

  • стихийные бедствия и нештатные ситуации (если, например, судно попало на мель, а в лоции она не указана);
  • возникший не по вине перевозчика пожар;
  • спасение людей и имущества;
  • военные действия, забастовки, акции протеста;
  • распоряжения властей (карантин, арест и т.п.);
  • недостаточность или неясность марок;
  • навигационная ошибка экипажа судна (статья 167 Кодекса торгового мореплавания РФ).

Чтобы транспортная компания не отвечала за происшествие на законных основаниях, она должна доказать, что груз пострадал именно в условиях, снимающих ответственность с перевозчика. Просто указания оправдательной причины мало.

Ответственность транспортной компании в случае ДТП

Особняком стоит вопрос об ответственности транспортной компании за груз при автоперевозках. Когда чаще всего возникают споры между отправителем и экспедитором? Когда водитель попадает в аварию по вине третьего лица.

Из судебной практики можно взять доказательства того, как экспедиционной компании приходилось отвечать за груз после аварии, и как от ответственности она освобождалась. Обыкновенно дорожно-транспортные происшествия, случившиеся не по вине перевозчика, арбитражный суд не признает обстоятельством непреодолимой силы.

Что необходимо сделать, чтобы снять ответственность транспортной компании за порчу груза?

  1. Доказать виновность третьего лица.
  2. Подтвердить, что водитель компании-перевозчика соблюдал правила безопасности дорожного движения, действовал предельно осмотрительно, но избежать аварии не смог.

Чтобы уйти от рисков, связанных с перевозками автомобильным транспортом, экспедиционным компаниям рекомендуется страховать грузы. Кстати, суды рассматривают страхование как одну из мер предотвращения дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Когда наступает ответственность транспортной компании

Факт причинения грузу вреда – это основание для наступления ответственности экспедиционной компании. Во время перевозки вещи пропали, разбились, потеряли форму и еще каким-то образом пострадали – у заказчика есть весомая причина требовать полного возмещения причиненного ущерба. Кроме случаев, когда в законе или договоре прописана иная компенсация.

В статье 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» закреплены правила, по которым определяется размер вреда – в виде возмещения реального ущерба, а также упущенной выгоды за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.

Есть исключение: если экспедитор докажет, что нарушение обязательств – это следствие неподобающего исполнения договора перевозки, то его ответственность будет ограничена рамками возмещения реального ущерба. Потому что ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется теми же правилами, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 Гражданского кодекса РФ, ст.6 п.2 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Распределение ответственности в транспортной компании может зависеть от особенностей отношений между экспедитором, клиентом и перевозчиком.

Указанные нормы могут меняться:

  • если экспедиторская компания заключает с перевозчиком договор от своего имени, то ответственность экспедитора попадает под те правила, по которым перед ним отвечает нанятый перевозчик; в этой ситуации привлечение к исполнению обязательств третьего лица не подразумевает замены стороны в обязательстве, то есть, экспедитор отвечает за действия третьей стороны как за свои;
  • если экспедитор подписывает договор с перевозчиком от имени клиента по доверенности, выданной клиентом, то отвечать перед клиентом за несохранность груза в процессе транспортировки будет перевозчик; но и экспедиторская фирма будет нести ответственность за убытки клиента, возникшие в результате действий (бездействия) самого экспедитора, которые привели к тому, что груз пострадал.

Бывает, чтобы избежать ответственности, экспедитор, самостоятельно привлекая перевозчика, включает в договор транспортной экспедиции «хитрые» формулировки, по которым он сам отвечает за сохранность принятых от собственника материальных ценностей только до момента передачи этих ценностей перевозчику. Если же груз будет поврежден во время транспортировки, то возмещать убытки клиента якобы придется перевозчику.

Но такие «уловки» безосновательны, так как в ст. 11 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» указано: соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных законом РФ, ничтожно. Это подтверждается и Гражданским кодексом. В частности, согласно ст. 805 Гражданского кодекса РФ, передача экспедитором обязательств третьему лицу не освобождает его, как исполнителя, от ответственности по договору.

Таким образом, экспедитор остается ответственным лицом перед клиентом и тогда, когда он заключает от своего имени договор с перевозчиком. В то же время экспедиционная компания имеет право регрессного требования к перевозчику, который допустил нарушение условий транспортировки, из-за чего груз пострадал.

Чтобы глубже разобраться в проблеме: насколько ответственны экспедитор и перевозчик перед заказчиком при разной роли в договорах, полезно обратиться к документу под названием «Генеральные условия экспедиторов РФ» – он принят российской Ассоциацией экспедиторов.

В главе 10 Генеральных условий говорится: если экспедитор выступает как агент заказчика, то есть, заключил от имени клиента договор перевозки, он не несет ответственности за действия (бездействия) перевозчика. Правда, есть оговорка: экспедитор должен проявить старание и ответственность при:

  1. подборе третьей стороны;
  2. выдаче ей поручения;
  3. контроле за выполнением данного поручения.

Из этого следует, что, даже находясь «за рамками отношений по перевозке», экспедитор продолжает быть ответственным перед клиентом – таковы прямые указания Генеральных условий. Но на практике данные рекомендации не всегда берутся в расчет, потому что законодательно этот вопрос не решен однозначно.

В ситуации, когда экспедитор выступает в роли перевозчика – «договорного» или «фактического», он, согласно п.10.2.1 Генеральных условий, несет перед клиентом ответственность в случаях:

  • осуществления перевозки собственным транспортом («фактический перевозчик»),
  • когда выписывает собственный перевозочный документ;
  • когда другим образом выражает намерение взять на себя ответственность перевозчика («договорный перевозчик»).

Но если клиент получает перевозочный документ, который не выписывал экспедитор, а заверило другое лицо, то отвечать в качестве перевозчика экспедитор не будет. То же произойдет, когда клиент не предоставит в определенный срок аргументы в пользу того, что экспедитор несет ответственность в качестве перевозчика.

Итак, Генеральные условия экспедиторов РФ устанавливают дополнительный критерий, по которому можно определить: является или нет экспедитор лицом, ответственным перед клиентом за несохранность груза в случае привлечения к исполнению обязательств перевозчика. Этот критерий – перевозочный документ с подписью экспедитора либо иного лица-перевозчика.

На что обратить внимание, подписывая договор с транспортной компанией

При составлении документа о транспортировке необходимо ясно определить: когда за груз отвечает транспортная компания, когда – отправитель, когда – получатель, чтобы в процессе транспортировки между ними не было «пробелов», во время которых за материальные ценности никто не отвечает.

Обычно транспортная компания несет ответственность за груз следующим образом:

  • момент приемки груза к перевозке – подписание первого торгово-сопроводительного документа;
  • момент перехода ответственности от транспортной компании к грузополучателю – передача водителю документа с отметкой о приемке.

Важно также сразу обозначить и вид ответственности за перевозимые грузы.

Она может быть:

  • попалетной;
  • покоробочной;
  • артикульно-покоробочной (сверяется количество коробов и артикулы);
  • поштучной.

Сколько получил водитель товара при загрузке, столько же он обязан и передать получателю. Все просто: взял восемь палет, восемь и отдай в пункте назначения. Причем, если товара на этих палетах окажется меньше, чем ожидал встретить грузополучатель, но при этом упаковка цела, отвечать за недостачу транспортная компания не будет.

Если брак или нехватка обнаруживаются на этапе приема груза к перевозке, то есть, до наступления ответственности за него транспортной компании, следует сразу внести необходимые коррективы: указать в документах фактическое количество перевозимых объектов или заменить бракованный товар качественным. При отсутствии такой возможности составляется акт о приеме материальных ценностей с дефектами или в ненадлежащем объеме.

В пункте доставки грузополучатель должен правильно оформить сопроводительные бумаги, это лучше проверить сразу. Если обнаружено, что с грузом не все в порядке, требуется акт по форме ТОРГ-2. Составить его нужно до получения водителем документов, подтверждающих приемку содержимого машины грузополучателем. В противном случае у заказчика не будет оснований предъявить претензию транспортной компании.

В каких случаях может произойти спор между перевозчиком и адресатом груза?

  1. Водитель доставил груз с неповрежденной пломбой в полной сохранности. Во время выгрузки получатель потерял какую-то упаковку. Водитель этого не заметил и, следовательно, не отреагировал. Ответственность будет нести транспортная фирма (при условии, что рамки ответственности точно указаны в договоре), ведь водитель не успел подписать документы о приемке.
  2. Грузополучатель выявил недостачу во время выгрузки. Но водитель успел уехать с оформленными документами. Акт (по форме ТОРГ-2) составлялся уже без его участия.

Во втором варианте ответственность транспортной компании за груз будет практически не доказуема: недостача обнаружена получателем слишком поздно. Существует «подушка безопасности» в ситуациях, когда претензию не получается выставить транспортной компании. В договоре с грузополучателем лучше написать, что фирма-заказчик не рассматривает претензии при неправильно составленных документах: например, если не стоит подпись водителя в акте, а также если на его экземплярах нет отметки о том, что акт составлен.

Объем ответственности транспортных компаний

Какую именно ответственность несет транспортная компания, если с грузом что-то случилось при перевозке (потеря, порча, недостача), определяет Гражданский кодекс РФ. В частности, второй частью статьи 796 устанавливается принцип ограниченной ответственности грузоперевозчика размером реального ущерба, то есть:

  • стоимостью груза, который утрачен или которого не достает;
  • суммой, на которую уменьшилась стоимость груза при его повреждении или полной стоимостью, если испорченный груз невозможно восстановить;
  • долей объявленной стоимости груза, которая соответствует испорченной или утраченной части (если содержимое сдавали к перевозке с объявленной ценностью);
  • полной объявленной стоимостью, если груз утрачен, испорчен или поврежден так, что его нельзя восстановить, а сдавался к перевозке он с объявленной ценностью.

Перевозчик должен возместить заказчику или получателю груза помимо ущерба из-за порчи, потери или недостачи материальных ценностей, также плату за перевозку, когда она не включена в стоимость груза. Данные нормы Гражданского кодекса сообразуются со статьей 34 (ч.7-9) Устава автомобильного транспорта.

Еще один важный нюанс касается требований по договору перевозки: для них есть срок исковой давности. Согласно статье 42 Устава автотранспорта, он составляет 1 год со дня, когда произошло событие, ставшее основанием для претензии (иска).

Существует также обязательный претензионный порядок урегулирования спора до того, как перевозчику будет предъявлен иск. В соответствии со статьей 797 Гражданского кодекса РФ, претензию можно предъявить в течение срока исковой давности. Есть смысл вести речь об иске к перевозчику, когда он полностью или частично отказывается признать претензию или не реагирует на нее больше 30 дней с момента получения.

6 советов, как сразу выбрать добросовестную транспортную компанию

Если вы собираетесь обратиться в транспортную компанию, чтобы она доставила куда-то ваш груз, убедитесь в ее добропорядочности и надежности.

  1. Изучите лицензию и договор.
  2. В России большинство транспортных компаний занимаются перевозкой грузов на основании лицензии. Но бывает, что у новичков этого документа еще нет. Чем это может для вас обернуться? Неудобствами, связанными, например, с задержками перевозчика по инициативе самой транспортной компании. Это бывает не часто, но все же лучше подстраховаться и не подсчитывать потом свои убытки. Для этого включите в договор фразу: «В случае задержки груза по вине транспортной компании убытки клиенту (фирме) обязуется возместить транспортная компания на основании акта о несвоевременной доставке груза». Много времени у вас это не займет, зато избавит от штрафа за нарушение сроков перевозки – вы документально закрепите ответственность транспортной компании за задержку груза. С теми, кто предлагает сотрудничество без договора, лучше не иметь дел, так как устные обещания грузоперевозчиков ни к чему не обязывают.

  3. Отнеситесь со всей серьезностью к страхованию груза.
  4. Скорее всего, транспортники сами предложат вам застраховать материальные ценности: солидные фирмы включают страховку в стоимость услуг. В любом случае, эта мера никогда не помешает.

  5. Поинтересуйтесь, отслеживает ли компания перемещение вверенных ей грузов.
  6. Эта весьма популярная мера заметно облегчает взаимодействие в сложной транспортно-экспедиционной схеме. Для обеспечения данной функции весь транспорт, участвующий в перевозках, оборудуют специальными устройствами, которые дают возможность наблюдать за маршрутом. Но такое удовольствие могут позволить себе опытные компании, новички в транспортной логистике редко к этому прибегают. Кстати, еще одна «продвинутая» услуга – охрана транспорта с вашим грузом на протяжении всего пути следования. Естественно, за дополнительную плату.

  7. Спросите об опыте фирмы на рынке: по этому показателю можно судить о надежности транспортной компании.
  8. Фирмы, которые серьезно занимаются транспортно-экспедиционными услугами, как правило, имеют свой автопарк. В нем есть вся необходимая техника для перевозки грузов, в том числе, негабаритных. Такие компании, давно занявшие свою нишу на рынке транспортных услуг, выдержали конкуренцию, укрепили позиции, нарастили капитал – их спокойно можно назвать надежными. Они в прямом и переносном смысле «обкатали» эффективные схемы деятельности со всеми нюансами, которые имеются в данной сфере – от кадровых вопросов до юридических тонкостей грузоперевозок.

  9. Пообщайтесь с диспетчерами.
  10. Транспортные фирмы, которые дорожат своей репутацией и добрым отношением клиентов, подбирают грамотный персонал. Любой диспетчер такой компании должен дать исчерпывающие ответы на вопросы, связанные с основной деятельностью.

    Некомпетентность диспетчеров грузоперевозок – это косвенная характеристика самой фирмы, которая не проявляет должной ответственности при формировании штата сотрудников.

  11. Не пытайтесь сэкономить, доверив транспортную перевозку новичкам в сфере экспедиционных услуг.
  12. У компаний, делающих первые шаги в транспортно-логистическом бизнесе, часто «всплывают» непредусмотренные трудности, с которыми опытные фирмы давно научились справляться благодаря многолетней практике. Схемы перевозок у компаний со стажем отработаны до такой степени, что практически не дают сбоев. Поэтому сотрудничество с надежным перевозчиком гарантирует своевременную и безопасную доставку груза. К тому же, при регулярном взаимодействии можно получить еще и выгодную скидку на услуги.

Страхование ответственности транспортной компании

Как уже говорилось, перевозчик, который дорожит своей репутацией, делает все возможное, чтобы сберечь доверенное ему чужое имущество. Например, страхует груз, чтобы интересы владельца не пострадали, если вдруг что-то случится во время транспортировки. В мировой практике данный вид страхования имущества называют «карго».

Для чего служит такое страхование:

  1. чтобы защитить имущество;
  2. чтобы отстоять интересы собственника груза;
  3. чтобы держать на контроле страховые случаи;
  4. для возмещения ущерба владельцу и урегулирования страховых происшествий.

По закону, страхование грузов – дело добровольное, нельзя заставить хозяина имущества оформить страховой полис. Так что, это не обязательное, а скорее, желательное условие перевозки.

Но бывает, что с клиентом отказываются заключать договор в транспортной компании, если он не хочет страховать свой груз.

Мотивы перевозчиков понятны: у них нет желания брать на себя вину за непредвиденные ситуации, когда перевозимые вещи могут пострадать в пути. Наличие страхового полиса освобождает транспортную компанию от подобных рисков: ей надо только уложиться в сроки и выполнить условия договора.

Как правило, транспортные организации и страховщики работают в тесном взаимодействии, часто предлагая клиенту оформление полиса в офисе перевозчика или на его официальном сайте – далеко ходить не надо.

Плюсы для собственников перевозимых грузов, в общем-то, очевидны: купил полис, и можешь не переживать за исход транспортировки. Если возникнет нештатная ситуация, страховщик обещает в полной мере покрыть убытки.

Решили застраховать груз? Действуйте в такой последовательности:

Шаг 1. Выбор страховщика.

На рынке страхования грузов в настоящее время большая конкуренция между отечественными, а также иностранными компаниями. Найти по-настоящему надежного и финансово обеспеченного партнера – не так просто.

По мнению экспертов, адекватно оценить статус страховщика помогают такие критерии, как:

  • опыт работы;
  • экономическая устойчивость (объем уставного капитала, размеры и количество выплат по полисам за последний отчетный период и т.д.);
  • размер клиентской базы;
  • наличие филиальной сети по стране;
  • рейтинг и мониторинг независимыми агентствами;
  • информационная доступность;
  • функционирование понятного и удобного сайта.

Показатель ответственности и адекватного отношения к репутации – быстрое урегулирование страховых случаев в пользу клиентов.

Шаг 2. Выбор подходящего тарифа.

Определиться с расчетами и выбрать оптимальный тариф можно самостоятельно, на официальном сайте страховой компании с помощью онлайн-калькулятора, или попросить сотрудника проконсультировать вас в офисе страховщика. Условия страхования и расценки у каждой компании могут быть разными.

Что влияет на стоимость услуг:

  • габариты и качество груза;
  • особенности, вызывающие повреждение (хрупкость, срок хранения);
  • ценность;
  • прочность упаковки;
  • вид транспортировки;
  • дальность маршрута;
  • состояние дорог и опасность пути.

Последний пункт очень важен, в частности, при международных перевозках. У страховщиков есть свой «черный список», куда входят неблагонадежные места. К примеру, всем известно, что в Восточной Африке, у границ Сомали можно встретить пиратов 21 века. Поэтому страховка перевозки в данном направлении будет весьма дорогой.

Шаг 3. Сбор пакета документов.

При заключении договора понадобятся документы:

  • подтверждающие статус страхователя или его удостоверение личности;
  • подтверждающие право собственности на груз и заявленную стоимость материальных ценностей.

Следует также предоставить страховщику максимум информации о характере груза:

  1. точное название перевозимого имущества;
  2. данные о размере, весе, упаковке;
  3. количество партий и единиц в отправке;
  4. данные о том, какие риски связаны с этими материальными ценностями.

У компании есть право осмотреть страхуемый груз и дать ему свою оценку.

Шаг 4. Знакомство с условиями договора.

В договоре, как правило, указываются все возможные страховые ситуации и то, что относится к нестраховым случаям. Обычно это документ с типовыми условиями и правилами, принятыми в практике внутреннего и международного страхования.

Самый дорогой полис будет включать больше всего ситуаций, которые влияют на сохранность и свойства транспортируемых вещей. Соответственно, страхователь может рассчитывать на полное возмещение рисков.

Процедура страхования коммерческих грузов проходит под контролем опытных юристов, что сводит к минимуму риск неправильного составления договора или заключения «липового» соглашения.

Не забывайте о сроке действия документа. Если страховая ситуация случится за рамками указанного в договоре периода, возмещать вам ничего не станут. Проблемы могут быть и в ситуации, когда страхователь обратился по соответствующему поводу к страховщику слишком поздно – срок, предусмотренный в договоре, уже истек.

Шаг 5. Подписание документов.

Как только вы оплатите счет, страховая компания вручит вам договор в двух экземплярах. Документ должен быть подписан обеими сторонами соглашения и удостоверен печатью. Один экземпляр отдают страхователю, другой – страховщику.

Мы перезвоним вам за 5 сек. Засекайте!